Бизнес, взявший принципы устойчивого развития за основу собственной операционной деятельности, не только получает бонусы в виде новых рынков сбыта или позитивного отношения международных контрагентов, но и несет определенные риски. К такому выводу пришли авторы исследования «Курс на ESG в новой реальности», которое российская Ассоциация менеджеров провела среди своих членов весной—летом 2023 года.
В опросе приняли участие 115 российских компаний — членов ассоциации. Выяснилось, что более трети опрошенных предпринимателей (38%) активно внедряют ESG-повестку в свои бизнес-стратегии, 17% заявили, что используют принципы устойчивого развития во всех ключевых сферах деятельности и готовы делиться опытом с другими компаниями.
При этом 34% респондентов сообщили, что только начинают знакомиться с зелеными нормативами, но предпочитают выстраивать собственную стратегию ведения бизнеса. А 11% опрошенных заявили, что повестка ESG на деятельность их компаний никакого влияния не оказывает.
Больше половины участников исследования Ассоциации менеджеров (52%) уделяют наибольшее внимание такому пункту ESG-повестки, как социальная ответственность бизнеса. В это понятие входит позитивное отношение к сотрудникам, поставщикам, клиентам, партнерам и потребителям, развитие и поддержка местных сообществ.
Почти треть респондентов (29%) заботятся об окружающей среде, стараются минимизировать ущерб экологии. Корпоративным управленческим принципам, таким как прозрачность отчетности, здоровая обстановка в офисах, отношения с акционерами, антикоррупционные меры и т.д., следуют 12% опрошенных. Еще 7% респондентов ответили, что уделяют внимание сразу всем направлениям.
«Во внутреннем управлении мы планируем фокусироваться на обеспечении сотрудников льготами. Сейчас готовы расширить объем льгот для сотрудников: предлагаем возможность обращения к психологам, чек-апы для превентивной заботы о здоровье, консультации диетологов, ветеринаров», — поясняет HR-директор группы компаний BestDoctor Елизавета Куприянова. По ее словам, следование принципам ESG в долгосрочной перспективе позволит выращивать, удерживать и привлекать более качественные кадры и позитивно влияет в том числе на работу с аудиторией, позволяя долгосрочно создавать полезные продукты: «Это, безусловно, является трендом среди молодого поколения, которое гораздо более осознанное предыдущих и явно будет фокусироваться при выборе компании, услуг и продуктов на ее этичности и соответствии принципам экологичности».
Только 17% опрошенных публикуют нефинансовую отчетность больше пяти лет, еще 32% респондентов делают это от года до четырех лет. Треть (31%) планирует начать ведение нефинансовой отчетности, а пятая часть опрошенных вообще считает, что для их компаний это сейчас неактуально.
Половина участников исследования отмечают, что публикация ESG-отчетности помогает выстраивать отношения с партнерами и клиентами, еще 32% убеждены, что подобная открытость необходима для реализации стратегических целей, в том числе безболезненного выхода на зарубежные рынки. Десятая часть респондентов считает, что это является хорошим подспорьем при работе с инвесторами и финансовыми институтами.
«Новое поколение потребителей диктует экологическую повестку, новое поколение сотрудников — большой запрос на собственное развитие и фокус на человека внутри организации, а новое поколение управленцев применяет совсем другие принципы в сфере принятия решений», — подчеркивает заместитель генерального директора НМГ по работе с персоналом Светлана Волхонская.
Отдельный блок в исследовании Ассоциации менеджеров посвящен развитию стандартов ESG в России. На вопрос, считают ли компании это необходимым, большинство респондентов (37%) ответили положительно, но рекомендовали фокусироваться на российской реальности. Еще 26% считают нужным придерживаться общемировых тенденций, 15% уверены, что ориентиром должны являться восточные рынки.
«Агентство стратегических инициатив разрабатывает стандарт социального капитала бизнеса. Мы привыкли жить по международным метрикам, но сейчас готовятся и российские методические рекомендации в этой сфере», — комментирует директор по устойчивому развитию и член исполнительного комитета (правления) «Русал», председатель комитета по устойчивому развитию и ESG Ассоциации менеджеров Ирина Бахтина.
Популяризация ESG-принципов среди отечественного бизнеса выявила целый ряд трендов. Среди них переход на ответственное производство и потребление, повышение активности работы с некоммерческим сектором, развитие социальных проектов, рост спроса на переработку использованных материалов (экономику замкнутого цикла), вовлечение компаний в климатическую повестку, повышенные требования потребителей к зеленым свойствам товаров и упаковки.
Один из участников опроса — компания Natura Siberica — собирается перейти к полноценной ESG-стратегии в 2024 году. В качестве приоритетных направлений деятельности бизнеса выбрана поддержка культуры. «Мы активно сотрудничаем с крупнейшими российскими театрами и музеями, объединением «Гжель», — подчеркнул гендиректор Natura Siberica Феликс Либ.
Среди позитивных факторов внедрения ESG-принципов респонденты назвали улучшение благополучия в обществе (45%), снижение загрязнения окружающей среды (34%), защиту уязвимых слоев населения (21%). В числе положительных факторов для бизнеса — увеличение количества инвестиционных проектов в социальную сферу (36%), экологию (26%), появление новых источников финансирования (24%), более стабильные условия труда для сотрудников и укрепление команды (14%).
«Социальное инвестирование — одна из основ для развития общества, и дивиденды от него переоценить невозможно», — считает начальник управления корпоративной социальной ответственности и событийного маркетинга, старший вице-президент банка ВТБ Наталья Кочнева.
При всех положительных аспектах следовать повестке устойчивого развития сегодня стремится далеко не весь российский бизнес. В качестве основных рисков 37% предпринимателей отметили уход с рынка ряда предприятий, не имеющих ресурсов на внедрение и реализацию ESG-стратегий, 32% — появление неравных условий для компаний с ESG-практикой и с классическими бизнес-моделями, 23% — образование финансовых пузырей в секторе зеленых финансов. Распространение практики green washing в целом, когда заявление о соответствии повестки расходится с реальными результатами деятельности компании, отметили 27% респондентов. Еще 16% вспомнили о рисках, связанных с отсутствием эффекта от внедрения ESG.
Владелец группы компаний «Экоофис» Андрей Ковалев отмечает, что сейчас речь идет о выживании его бизнеса, а не об устойчивом развитии: «Мы занимаемся коммерческой недвижимостью. Налог на кадастр сейчас составляет 40% в обороте. К нему добавляется еще НДС, налоги на прибыль, зарплатные и транспортные. И ты уходишь в минус». Если совсем недавно я мог взять кредит под 5–6% годовых, то сейчас это 17%. Запретили проверки контролирующих органов, но они теперь проводят беседы, осмотры, а результат тот же самый, добавляет бизнесмен.
Чтобы соответствовать ESG-повестке, необязательно ее принимать, убежден предприниматель и член Общественной палаты Московской области Олег Стогов. По его мнению, есть отрасли промышленности, для которых в текущих геополитических условиях участие в глобальных рейтингах и раскрытие информации о себе нежелательно. Следовать же ESG-принципам косвенно помогает действующая нормативная база. «В России достаточно жесткое природоохранное законодательство. Если предприятие не соответствует ему, для кого-то это может обернуться самыми серьезными последствиями, например срывом гособоронзаказа», — приводит пример Олег Стогов. Кроме этого у нас исторически развито профсоюзное движение. Права сотрудников защищаются и это помимо норм Трудового кодекса РФ, добавляет бизнесмен.
Ассоциация содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс» осенью провела опрос среди своих членов и компаний-партнеров. Он показал: среди тех, кто прямо не исповедует ESG-принципы, большую часть составляют компании, на деле так или иначе учитывающие основополагающие постулаты идеологии устойчивого развития. Многие коммерческие структуры не оценивают свои тактику и стратегию в бизнесе ESG-терминологией, подчеркивает исполнительный директор ассоциации «Ресурс» Валерия Гулимова: «Особенно это заметно в сегменте малого и среднего предпринимательства, где ограничены ресурсы, кадровый и экологический менеджмент зачастую идут в пакете с бухгалтерским обслуживанием, и их задача — исполнение требований, подача обязательной отчетности, но не использование нефинансовой отчетности как отдельного инструмента». Исключение составляют компании и индивидуальные предприниматели, которые сделали экологичность и социальную ответственность частью своего образа, маркетинговой политики, поэтому монетизация этих направлений для них понятна, добавляет эксперт.
Следовать зеленой повестке для многих представителей российского бизнеса сегодня затратно, это никак не поощряется государством на законодательном уровне, а с учетом обстановки войти в международные ESG-рейтинги и привлечь иностранные инвестиции практически невозможно, констатирует директор благотворительного фонда «Социальный навигатор» Татьяна Задирако.
Амбассадорами в этой области долгие годы были международные компании, которые сейчас ушли с российского рынка, напоминает эксперт: «Для представителей отечественного бизнеса, пришедших на их место, зеленая повестка пока неактуальна. Их задачи — заработать деньги, повысить капитализацию, закрепиться на рынке, создать свой бренд, с нуля сделать то, что крупный негосударственный бизнес начал делать еще в начале 1990-х годов».
Некоторые частные компании могут не принимать ESG-повестку, потому что не знают, что это такое. «Это связано с качеством менеджмента: чем он более продвинут, тем более широкий и тонкий спектр управленческих инструментов может применять», — считает руководитель проектного офиса «Стратегии и практики устойчивого развития» Светлана Герасимова.
Однако сегодня все больше руководителей понимают, что ESG-принципы — это инструмент, с помощью которого можно способствовать продвижению бренда и привлекать клиентов, внедрять инновации, задавать новые стандарты, добавляет Герасимова: «К тому же представители молодого поколения все чаще требуют ответа: а какие созидательные, полезные для общества вопросы решает компания?» При этом государство заинтересовано в развитии социально ответственного бизнеса и постепенно подталкивает компании «в нужную сторону». Так, совсем недавно вышли свежие рекомендации Минэкономразвития России по отчетности в области устойчивого развития, напоминает эксперт.
Популяризации ESG-повестки способствуют мероприятия Ассоциации менеджеров. Она уже 16 лет продвигает комплексный проект «Дело в людях», который включает в себя конкурс лучших практик ESG и устойчивого развития, а также ежегодный форум. В его рамках ведущие эксперты делятся опытом реализации принципов устойчивого развития и ответственного подхода к бизнесу. Больше по теме корпоративной социальной ответственности читайте в специальном сюжете РБК к ежегодному форуму Ассоциации менеджеров «Дело в людях».