В Екатеринбурге бизнесмены обсудили, на что им рассчитывать в 2024 году

Автор: Новости

Представители компаний из двух городов встретились на деловом завтраке и круглых столах, организованных редакциями РБК Екатеринбург и РБК Петербург в рамках проекта РБК Бизнес-день. В Екатеринбурге он был посвящен теме «Технологии роста: программы и решения для развития региональной экономики».

В Центре стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт-Петербург) считают, что у российской экономики три драйвера. В промышленности это быстрый рост обрабатывающих производств машиностроительной, химической и пищевой отраслей. Регионам добавляют устойчивости инвестиции из федерального бюджета в виде инфраструктурных кредитов, которые позволяют рефинансировать коммерческие долги. Растущие доходы населения поддерживают потребительский сектор.

Основным вызовом для бизнеса остается дефицит кадров. Опросы показывают, что вакансии не могут закрыть 86% работодателей по всей стране, включая Москву и Санкт-Петербург. Чтобы сотрудники не уходили к конкурентам, большинство компаний в 2023 году увеличили фонд оплаты труда на 30-40%. Результата это не принесло. По мнению экономистов, изменения возможны за счет роста производительности труда, автоматизации и роботизации производств. Поскольку быстрого решения нет, нехватка кадров в ближайшие годы усилится.

Остальные трудности теоретически можно преодолеть. Предприниматели из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга рассказали друг другу, как им удается это сделать на практике.

С уходом иностранных компаний российский бизнес получил возможность занять освободившиеся ниши. По мнению аналитиков центра «Северо-Запад», этот этап заканчивается — тем, кто не успел к переделу рынка, придется искать другой путь.

Разворот российской экономики с запада на восток и на юг привел к росту торговли с Китаем, Индией, Турцией и Азербайджаном. Первыми от разрыва логистических цепочек пострадали порты СЗФО, ориентированные на поставки из Европы. Предприятиям, оставшимся без товаров и оборудования, пришлось менять логистические схемы и транспортную инфраструктуру.

По словам Медведевой, при дефиците складов логистические операторы опасаются инвестировать в их строительство большие суммы из-за меняющейся ситуации в стране и ограничиваются текущими потребностями.

«Но у тех, кто инвестирует в проекты импортозамещения и приобретает активы иностранных холдингов, уходивших из страны, обратной дороги нет, так же как и у тех, кто 2-3 года назад начал проект и находится в стадии его запуска или выхода на окупаемость. Им приходится расширять географию поставок внутри страны, искать новых поставщиков и покупателей на востоке», — добавила Валентина Жильцова. По ее словам, трендом последних лет стало расширение границ бизнеса за пределы своих регионов. Предприятия Свердловской области могут размещать производство и строить розничные или оптовые сети продаж в нескольких регионах, больше привязываясь к логистическому и кадровому плечу и расширяя географию потребления своего товара. Доля торговли продукцией и услугами не внутри своего региона растет. В торговле с Китаем и Индией началась диверсификация партнеров. Это позволяет снижать издержки и риски.

Екатерина Богатова, управляющая АКБ «Абсолют Банк» в Екатеринбурге, считает, что 2024 год покажет, какие бизнес-компании смогли адаптироваться к новым вызовам, а каким нет.

«Есть компании, которые находятся перед еще более серьезным выбором: оставить деньги и вести бизнес или все-таки размещать весь капитал на депозит, так как пассивный доход от депозитов приносит больше, чем сам бизнес. В общем, наступивший год покажет, кто перестроится, а кому придется уйти с рынка», — добавила Екатерина Богатова.

Под риском находятся компании с большим кредитным плечом, которые не могут достаточно быстро переложить расходы на конечных покупателей и заказчиков.

Екатерина Кизевич, генеральный директор компании-импортера Atvira, доставляющей грузы из Китая, уверяет, что за 2022-2023 годы логистические проблемы российских импортеров удалось стабилизировать. Главная сложность сейчас — валютные операции. С февраля 2024 года крупные китайские банки ужесточили контроль за финансовыми потоками из России, опасаясь попасть под вторичные санкции США. Теперь платежи занимают больше времени. Основная причина — в тщательном контроле платежей со стороны банков: есть ряд требований, которые нужно выполнить, совершая платеж, и получить подтверждение, что закупаемый товар не под санкциями. Финансовые риски для российских компаний выросли.

Причины такого перехода — в усилившемся контроле селлеров на маркетплейсах и регуляторные инициативы государства. При правильном планировании закупок разница в сроках между карго и белой доставкой особого значения не имеет. При этом официальное оформление груза на таможне обходится дешевле.

В 2022 году доля лизинговой отрасли в ВВП сократилась до 1,3% ВВП (в 2021 году — 1,7%). Число новых сделок снизилось на 30%. Эксперты считали, что рынок начнет восстанавливаться не раньше третьего квартала 2023 года, но все произошло быстрее. Объем нового бизнеса в сегменте коммерческого автотранспорта вырос на 45%.

По словам Ларисы Гартвич, директора екатеринбургского филиала ООО «Балтийский лизинг», основные логистические проблемы, связанные с доставкой в Россию китайских автомобилей, удалось решить — все игроки рынка адаптировались к новым условиям. Дефицит по некоторым автомобильным брендам к концу 2023 года удалось преодолеть, и ситуация приняла обратный характер — дилеры сообщают о затоваривании своих складов китайскими марками.

Иван Савченко, региональный директор по УФО «Интерлизинг», отмечает, что в 2024 году спрос на автомобили сохраняется, несмотря на волатильность рубля и рост ключевой ставки. По его словам, реализовать отложенный спрос удалось лишь частично — предприниматели, которые последние два года откладывали решение о покупке новой техники, будут ее обновлять, поскольку обслуживание изношенных машин обходится дорого. Пополнение автопарка остается частью инвестиционных программ и стратегий развития, на которые бизнес ориентирован в первую очередь.

По прогнозам, в сегменте коммерческого автотранспорта прирост составит около 10–15% — его будет «вытягивать» увеличение грузооборота и потребность в новых машинах для больших пробегов.

Участники встречи обсудили также, где бизнес получает деньги, кроме как в банке. По словам руководителя отдела продаж инвестиционной платформы «ВДело» Елены Глущенко, их компания предлагает частным лицам выбирать и финансировать проекты из разных отраслей. Минимальная сумма — 1000 руб. В Свердловской области востребованы производственная сфера, строительство и ретейл.

По словам Глущенко, у «ВДело» есть длительные — до полутора лет — займы под залог недвижимости и короткие — от 20 дней — программы под исполнение контрактов. Есть проекты — аналог факторинга, которые используются для пополнения оборотных средств.

Растущий интерес частных лиц к коллективным инвестициям подтверждает Роман Павлович — основатель инвестиционной платформы bizmall.ru, зарегистрированной в Санкт-Петербурге в декабре 2021 года.

В январе 2025 года инвестиционная платформа bizmall намерена провести первичное публичное предложение акций (IPO). Руководство компании хочет привлечь 1,6 млрд руб. и направить эти деньги на развитие новых цифровых сервисов. Ожидается, что в середине этого года АО «Финансовая платформа Бизмолл» проведет pre-IPO и разместит свои акции для ограниченного круга инвесторов.

По словам Андрея Цурана, директора екатеринбургского филиала «БКС Мир инвестиций», первое IPO после начала спецоперации произошло на российском рынке в 2022 году, в 2023 году на Московской бирже разместили свои акции уже 8 компаний, далее их количество будет увеличиваться — в этом году мы можем увидеть около 15 новых имен на рынке акций, возможно, даже больше. По прогнозам БКС, в течение года российский фондовый рынок может вырасти на 30% с учетом дивидендов.

В условиях высокой инфляции, девальвации национальной валюты и санкционного давления фондовый рынок остается одной из немногих возможностей сохранить и приумножить сбережения, считает Цуран.

За два года с начала спецоперации российскому бизнесу удалось заменить европейских поставщиков продукции и оборудования азиатскими и перестроить логистические потоки. На Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке возникла потребность в складских площадях, необходимых большей частью онлайн-ретейлерам и дистрибьюторам. К концу 2023 года спрос на склады вдвое превысил показатели 2022 года и на 30% — показатели 2021 года. При нулевых вакансиях арендные ставки выросли до исторического максимума.

В 2024 году девелоперы планируют возвести в России 4,55 млн кв. м складской недвижимости — на 55,3% больше год к году, подсчитали эксперты. Это самый высокий показатель за последние десять лет. Скептики считают, впрочем, что все крупные проекты уже в заделе и новым игрокам заработать на складах не получится. Михаил Еремин, коммерческий директор челябинской ГК «КУРС», с этим тезисом не согласен. По его словам, развитие складской инфраструктуры — длительный тренд.

По словам Еремина, компания готова строить склады в Екатеринбурге, если ей удастся получить площадки с готовой инфраструктурой.

Денис Ремезов, генеральный директор УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК», где работают 28 резидентов, считает, что спрос на складские комплексы для маркетплейсов ограничен двумя-тремя годами, но помещения площадью до 10 тыс. кв. м будут востребованы долго. По его мнению, еще более дефицитный сегмент — индустриальная недвижимость для малого и среднего бизнеса, призванного выпускать импортозамещающую продукцию.

Участники встречи отметили — с появлением новых логистических коридоров, рассчитанных на торговлю с азиатскими странами, товары европейских производителей заменили индийскими, китайскими и турецкими. Чтобы наладить собственное производство, нужны площадки, которые малый и средний бизнес мог бы арендовать. Сейчас востребованы цеха площадью в 5–10 тыс. кв. м, требующие одного-двух гектаров земли. При готовой проектной документации их строят за 8–10 месяцев, но цикл присоединения объекта к сетям может занимать еще 1,5–2 года. Быстрее запустить производство на подготовленной площадке в индустриальном парке.

По словам Ремезова, «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» достраивает несколько производственных объектов площадью 1500 кв. м. Такой формат light industrial обычно используют для складов, но при необходимости там можно разместить небольшое производство.

Подходящим вариантом могла бы стать промышленная ипотека, но желающих ее получить намного больше, чем выделенные лимиты.

Комплексное развитие территорий (КРТ) Екатеринбурга предусматривает, что девелоперы будут осваивать новые районы, возводить жилье на месте бывших индустриальных площадок, ветхих и аварийных зданий и перестраивать центр города. В программе участвуют федеральные компании.

Группа «Эталон» вышла на региональный рынок в 2021 году. В Екатеринбурге компания строит новые очереди жилого района Солнечный. Сейчас компания возводит порядка 220 тыс. кв. м недвижимости, а общая площадь всего земельного участка составляет 167 га. По словам Андрея Ермишкина, вице-президента Группы «Эталон» по региону Урал, руководство компании учитывает прогнозы, что в 2024 году спрос на строящееся жилье может сократиться на 20–25%, но объемы работ снижать не планирует. В компании рассчитывают, что рыночную ситуацию можно исправить, если в ближайшее время заработают программы федеральных министерств для поддержки строительной отрасли, касающиеся в том числе взаимодействия с банками. Параллельно девелопер продумывает свои инструменты, такие как трейд-ин, рассрочка, позволяющие сделать покупку недвижимости более доступной.

Федеральные девелоперы отмечают: покупатели квартир в Екатеринбурге — в основном молодые семьи, образованные и продвинутые в части IT, у которых сложились свои представления о комфортном жилье, и застройщикам приходится учитывать их требования. Как говорит Александр Фролов, директор кластера Урал компании «Самолет Страна», КРТ — это не снос ветхих зданий, а формирование кварталов с новой инфраструктурой и современного подхода к жизни людей.

Группа «Самолет» (занимает 1-е место в России по объемам строительства) работает в Екатеринбурге с осени 2023 года. В планах компании на данный момент — застроить жильем две площадки — на улицах Летчиков и Вилонова в рамках проектов КРТ. Они также подразумевают улучшение жилищных условий почти для 150 семей.

Один из проектов реновации в центре Екатеринбурга — строительство жилого дома на месте бизнес-центра «Карнеол», расположенного на перекрестке улиц Гоголя и Энгельса. Кредит на покупку недостроенного объекта выдал девелоперу Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР). Цена сделки составила 978 млн руб. Снос и подготовка площадки займут около года.

В феврале 2024 года УБРиР получил возможность открывать эскроу-счета при долевом строительстве. По словам Альберта Сынгизова, директора департамента корпоративного бизнеса, задача банка — подготовиться к проектному финансированию строительства многоквартирных жилых домов. Первые проекты планируют запустить в этом году.

Помимо Екатеринбурга, УБРиР готов финансировать строительство жилья в городах с населением 250-500 тыс. человек. Альберт Сынгизов уверяет, что там тоже возможны проекты с приемлемой рентабельностью.

Об инвестиционном проекте из другой сферы собравшимся рассказала Мария Грудина — идеолог и основатель курорта «Первая Линия. Health Care Resort», расположенного на берегу Финского залива. По ее словам, это заведение на стыке высокотехнологичной медицины, велнеса, гостиничного бизнеса, ресторанного бизнеса и СПА. Цель курорта — сохранять качество жизни и биологический возраст человека на уровне 25–45 лет (молодости).

Осенью этого года Грудина запускает в Санкт-Петербурге биохакинг-центр, общий объем инвестиций в который составит порядка 200 млн руб.

В дальнейшем, при исполнении всех предпосылок, Грудина планирует открыть сеть биохакинг-центров в крупных городах, в качестве площадок рассматривает Москву и также Екатеринбург. Екатеринбург близок Петербургу по культурному коду, считает предприниматель.

Вам также может быть интересно